Ребенок не слушается

Плохое поведение ребенка

 ВОПРОС:

Здравствуйте! Моему сыну четыре с небольшим года. С рождения он со мной везде: в магазины, по делам, в отпуск... В развлечениях не ограничиваю: детские аттракционы, кукольный театр, цирк и прочее.

Но проблема в том, что он меня совсем не слушается, не боится уйти по своим делам и потеряться, ведет в местах общественного питания безобразно. В садике было тестирование: мальчик умный, но отвечал психологу беспросветную чушь типа, что в супе не овощи, а трусы и чепчики, что маму зовут Гриша и т.д. Назначили повторное тестирование. Из дополнительных занятий капоэйра, рисование (нравится ему), в бассейн вместе ходим. Остальное развитие - сама: учим буквы, прочие задания на логику, лепка...

Может слишком много внимания ему уделяю?

ОТВЕТ:

Здравствуйте, Елена,

Конечно, очень неприятно, что ребенок постоянно не слушается, тем более в ситуациях, когда это действительно может быть опасно, например, когда он уходит от вас в общественных местах.  

Но я не думаю, что внимание к ребенку как таковое может служить источником неповиновения. По такому короткому письму трудно точно сказать, почему не слушается именно ваш ребенок. При личном приеме я задала бы много вопросов (например, мальчик не слушается именно вас? А папу? Воспитателей? Всегда ли было так или это что-то новое? Уровень непослушания всегда примерно одинаковый или может меняться? От чего это зависит?) Но, поскольку такой возможности нет, попробую поговорить о том, что имеет отношение к каждому ребенку.

Воспитывая ребенка, все родители создают некие условные рамки, в которых он существует. Эти рамки отделяют то, что ребенку можно, от того, что ему нельзя. В каждой семье эти рамки разные, более свободные или менее, жесткие или мягкие, и все они имеют право на существование, если они, во-первых, разумны, во-вторых, стабильны.

У меня сложилось впечатление, что ваш сын не вполне осознает своих рамок, что, возможно, говорит о том, что в вашей семье они недостаточно сформированы и стабильны. Дети мыслят несколько иначе, чем мы, они только-только начинают изучать этот мир, и часто они проверяют свои рамки «на прочность», чтобы понять: а это правда нельзя? А, может, все-таки можно? И начинаются проступки, которыми дети (совершенно бессознательно) испытывают заданные им границы – а вдруг можно пробить или сдвинуть?  Если границы «поддаются», непослушание будет процветать и дальше.

Но все же бывает и так, что родители выстроили и разумно соблюдают эти рамки, а ребенок все равно отказывается их соблюдать. В этом случае стоит подумать о том, что именно в этой детской психике подталкивает к такому поведению. Возможно, это что-то не слишком серьезное, например, трудный возрастной период (скажем, 4-5 лет). В этом случае, нужно прежде всего понять причину, чтобы планировать свои дальнейшие действия.

В целом же, я бы посоветовала следующее: сходите на прием к психологу вначале сами, без ребенка. Там вы сможете подробно обсудить, что происходит и что можно сделать для исправления ситуации.  Если проблема в рамках и границах, то этого будет достаточно. Если же нет, то тогда, возможно, понадобится еще и консультация детского психолога.

 

Удачи вам,

Алла Дмитриева - кандидат психологических наук, сотрудник Психологического Центр на Пятницкой

Психологическая помощь в Москве