Как донести до детей слова тренера?

ВОПРОС: 

Наши детки в паре часто ссорятся. Самая частая причина ― обвиняют друг друга в ошибках. Каждый ищет, что другой делает не так. Им по 9 лет, в паре танцуют 1,5 года. Тренер запрещает это, учит смотреть за собой, исправлять свои ошибки, а не чужие, но все слова не помогают. Не хотелось бы, чтобы пара распалась. Как донести до детей слова тренера?

ОТВЕТ:

Тренер, суда по вашему письму, делает все, что может – объясняет, запрещает критиковать другого, переключает внимание детей с партнеров на самих себя. Все верно, только стоит учитывать и особенности детского восприятия мира и людей. Дети, в отличие от взрослых, чаще ориентированы не на будущее и не на абстрактные для них понятия, такие, например, как будущие победы, важность пары как команды. Дети находятся «здесь и сейчас», для них  с кем именно они играют или танцуют, друг это или недруг, будет куда важнее, чем взрослые практические соображения.

Поэтому мой совет, в первую очередь, проверить правильность подбора этой пары. В большой детской группе сложности и особенности всех детей как бы растворяются в общей массе, но в паре все на виду, все имеет значение. Совместимы ли вообще эти два ребенка? Могут ли они, например, поиграть или поговорить друг с другом, не поссорившись? Если да, то попробуйте устроить так, чтобы дети подружились в неформальной остановке, то есть вне танцев. Если получится, они станут доброжелательнее друг к другу.

И еще:  критичность детей чаще всего бывает отражением критичности родителей. Если дома один из маленьких танцоров часто слышит даже вполне беззлобную критику в адрес своего партера, или то, как родители мимоходом обвиняют во всех ошибках его «вторую половину», он обязательно переймет это и принесет с собой в танец.

Алла Дмитриева.

Спецпроект  Психологического центра на Пятницкой и журнала о бальных танцах "Белый жанр", www.whitegenre.ru.