Если кто-то из учеников всегда ищет повод поддеть....

ВОПРОС:

В моей группе есть одна ученица, которая вечно воспринимает в штыки все, что я говорю. Все время какие-то ироничные словечки, отговорочки, все время старается поддеть меня, высмеять, показать, как плохо я веду занятие, подколоть меня как тренера. Я не раз хотела поставить ее на место или вообще попросить покинуть зал, если не нравится, как я веду урок, но я не хочу испортить отношения со всей группой, ведь она явный лидер в коллективе. Как вести себя, если кто-то из учеников всегда ищет повод поддеть? Группа взрослых, 3й год обучения.

ОТВЕТ:

Давайте попробуем рассмотреть ситуацию с формальной стороны. Есть группа людей (ваша танцевальная группа), у которой есть официальный лидер, в данном случае – это вы, их тренер. Часто бывает так, что, кроме формального лидера, в группе есть еще и неформальный. Но, по правилам управления людьми, формальный лидер допускает существования неформального, только если их цели и задачи совпадают или, по крайней мере, не противоречат. В вашем случае это определенно не так. Ваша цель – тренировки группы под вашим руководством, достижение учениками результатов и сохранение спокойной обстановки, которая делала бы занятия с вами привлекательными для ваших учеников, не так ли? Теперь о целях вашего «неформального лидера». Вне зависимости от причин, она  явно пытается конкурировать с вами и «сместить» вас  с лидерского положения. Есть серьезное противоречие, не так ли?

Если и дальше пустить все на самотек, опасаясь с кем-то поссориться или вызвать чье-то недовольство, то есть серьезный риск того, что она «подомнет» мнение группы под себя и убедит их в том, что вы недостаточно хороши, как тренер или как человек. И не важно, делает она это сознательно, из неприязни лично к вам, или бессознательно, в силу собственной повышенной конкурентности.  Чтобы дело не зашло слишком далеко,  попробуйте переключиться с позиции хорошего, понимающего и поддерживающего мир человека на позицию официального лидера, кем вы, собственно, и являетесь, и защитите и свои интересы, и интересы группы. Как именно осуществить защиту – смотрите по ситуации.

Одна подсказка – вы имеете дело с пассивной агрессией. То есть агрессия осуществляется не открыто, а в виде шуточек, вроде бы безобидных замечаний, подколок. Довольно действенный способ против такого нападения – вслух раскрыть его суть как агрессивную, и назвать вещи своими именами. И неважно, если агрессор не признается в злых намерениях, будет все отрицать. Практика показывает, что прямая конфронтация существенно снижает у таких людей желание нападать.

И последнее – если человек не решается отстаивать свою позицию или свои права, опасаясь вызвать недовольство окружающих, это, возможно, вопрос для индивидуального обсуждения с психологом.

Алла Дмитриева.

Спецпроект  Психологического центра на Пятницкой и журнала о бальных танцах "Белый жанр", www.whitegenre.ru