Бабушкам и дедушкам: Как принимать новые идеи
Елена Бабиевская
Время летит быстро. Казалось бы, совсем недавно вы еще были маленькими, потом стали родителями, а уже скоро будете бабушкой и дедушкой. Сейчас вы и ваши дети готовитесь к важному событию в жизни и новым ролям. Вы уже проходили через это с ними, и у вас уже есть опыт, как вынашивать беременность, рожать и растить малыша. Для них же рождение ребенка – совсем новое событие, и, готовясь к нему, они стараются как можно больше узнать и получить информацию из всевозможных источников. Конечно, они интересуются вашим опытом и мнением. Но, кроме этого, они общаются с друзьями, знакомыми, врачами, читают книги, журналы и набираются разной информации, разных идей, многие из которых очень сильно отличаются от ваших. И может возникнуть такая ситуация, что для вас их идеи и решения о том, как они собираются проходить через это испытание, покажутся совершенно непонятными и даже неприемлемыми. И тогда вам необходимо будет сделать выбор – продолжать отстаивать свою точку зрения или же принять что-то новое и чуждое для вас.
Для чего же нужны новые идеи? Начнем с того, что вы вовсе не обязаны принимать все подряд. Но стоит побольше узнать о том, что за это время поменялось, получить как можно более полную информацию, чтобы потом ее лучше проанализировать и сделать выводы о том, что это такое, как вы к этому относитесь. И тогда вы уже сможете решить, принимать эти идеи и новшества или нет.
Зачем это делать?
Во-первых, для того, чтобы расширить свой кругозор. Представления о том, как надо вынашивать беременность, рожать, как ухаживать за ребенком и воспитывать его, что для него хорошо, а что плохо, сильно изменились, особенно за последние 15 лет, когда открылись границы, и в нашу страну хлынул поток всего нового – идей, книг, товаров и т.д. И, если вы не хотите выглядеть в своих глазах и глазах ваших детей отсталыми, «дремучими», несовременными, хотите быть прогрессивными и идти в ногу со временем – стоит все же узнать побольше нового.
Во-вторых, изучая новые идеи, вы покажете своим детям, что вас волнуют их заботы и переживания, вы сможете разделить их с ними, быть «на одной волне» и говорить на одном языке. Дети не будут чувствовать себя одиноко, а будут ощущать вашу поддержку, которая им сейчас очень важна. Кроме того, вы сможете лучше аргументировать свою точку зрения, если вам покажется, что они хотят следовать чему-то явно вредному и неправильному, чтобы отговорить их от этой затеи.
В-третьих, владея новой информацией, вы сможете лучше помочь детям в их новых заботах, даже если вы эти идеи не разделяете. Например, ваши дети решили рожать ребенка дома в воде. Вы сможете помочь им в этом, даже если вы против и быть рядом на случай, если что-то пойдет не так. Две головы хорошо, а три или четыре еще лучше, если вы в курсе того, что происходит, что может быть, и точно знаете, что делать в разных случаях.
Кроме того, если вы будете идти одной дорогой, это поможет избежать непонимания, никому не нужных конфликтов и споров, сохранить и укрепить ваши отношения, что, несомненно, важно для всех вас.
Что может мешать?
Иногда принять новые идеи бывает легко, а иногда – очень сложно. Это зависит от многих факторов, но, в первую очередь от того, насколько человек открыт к принятию новой информации, способен к ее усвоению и применению. Существует такое психологическое понятие, как «ригидность». Это одна из важнейших черт личности, которая представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы в условиях, объективно требующих ее перестройки. Уровень ригидности, проявляемый человеком в различных ситуациях, – индивидуальный показатель, обусловленный свойствами нервной системы, инертностью нервных процессов и зависящий от личностных особенностей - эмоционально-волевых, интеллектуальных, уровня самосознания и самооценки. Если вы хотите понять, насколько сильно ригидность выражена в вашем характере, ответьте на вопросы этого теста.
ТЕСТ НА РИГИДНОСТЬ
1. Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета).
2.Праздники нужно отмечать с родственниками.
3.Мне труднее сосредоточиться, чем другим.
4. Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах.
5. Я предпочитаю ходить известными маршрутами.
6. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
7. Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь.
8. Самое трудное для меня в любом деле - начало.
9. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
10. Я люблю доводить начатое до конца.
11. Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.
12. Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго.
Если вы ответили «да» больше, чем на половину вопросов – вы ригидный человек, вам трудно принимать и усваивать новые идеи. Даже если ответов «да» больше трети – это уже сигнал того, что ригидность явно присутствует в вашем характере.
Кроме ригидности, желанию узнавать и принимать новую информацию могут мешать и другие факторы. Например, желание конкурировать, властвовать. «Я твоя мать (отец), я старше, я лучше знаю» - бывает так, что, стремясь занимать эту позицию, человек отметает все, что ей может угрожать – например, признание своей некомпетентности. Причина этого, обычно – неуважение к своим детям, желание доминировать, основанное на глубинном чувстве собственной неполноценности, неуверенности.
Иногда узнавать и принимать новое мешает высокий уровень тревожности. Новое неизвестно, оно пугает, кажется опасным, угрожающим. «Мало ли что они пишут, а вдруг это навредит ребенку. Лучше мы по старинке, проверенными способами. Пусть это не так удобно (красиво, функционально), зато там уже все известно и не может быть никаких неожиданностей» - характерные слова для этой позиции. Кроме того, принять новое и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за последствия того, что может произойти. Хорошо, если они будут удачными, но может быть и наоборот, тогда все «шишки» падут на голову того, кто это предложил, что тоже может очень сильно пугать.
Четвертая причина – наличие собственных «нерушимых» авторитетов. Например, матери, которая в детстве твердо внушила дочери или сыну, что «она всегда права». Ребенок вырос, стал родителем, скоро станет бабушкой или дедушкой, но так и остался во власти детских представлений о том, что «моя мама лучше всех знает, как надо», «она говорила, что соски вредны для зубов, значит, так правильно». Авторитетами могут быть и семейные врачи, друзья, или признанные авторитеты по воспитанию детей прошлого века, например, доктор Спок с его бестселлером «Вы и ваш ребенок». Несколько поколений выросло по этой книге, и может быть очень трудно отказаться от того, что было таким убедительным и оказало в свое время хорошую помощь и поддержку.
Что же делать?
Начнем с ригидности. К сожалению, с годами, когда организм наинает стареть, она может проявляться все чаще, и бороться с ней полезно в любом случае, относится ли это к новым идеям или к другим новым видам деятельности. Для этого возьмите в привычку регулярно тренировать свой мозг и нервную систему. Существует два основных способа это делать. Первый – каждый день или каждую неделю придумывать себе какой-то новый вид деятельности и учиться ему. Это может быть что-то сложное или совсем простое, например, изучение и пользование новой программой на компьютере или осваивание новых функций вашего телевизора или видеомагнитофона. Изучение новых идей – тоже полезная работа для вашего мозга, тем более что она сейчас очень своевременна и полезна для тех перемен, которые ждут вас вскоре. Второй способ – делать что-то давно знакомое и привычное новым способом, например, освоить новый маршрут с работы домой или чистить зубы другой рукой. Все эти упражнения помогают тренировать мозг, по-новому включать его полушария и сделать его работу более гибкой, что позволит сделать гораздо проще и усвоение нового.
Если познавать новые идеи вам мешает стремление командовать вашими детьми, доминировать и нежелание идти им навстречу – задумайтесь, зачем вам это нужно? Какие свои проблемы вы хотите решить за их счет? Почему вы не хотите строить с ними равные, партнерские отношения, идти им навстречу и разделять их чувства и мысли. Подумайте, чего вы добьетесь таким образом. Вряд ли это поможет улучшить отношения, скорее, они устанут от давления, обидятся и захотят находиться от вас подальше. Поэтому сейчас самое главное – научиться уважать своих детей, видеть в них равных, взрослых людей, у которых есть голова на плечах и право на собственное мнение. И первый шаг, который вы сейчас можете сделать – придти к ним не как эксперт, а как равный, расспросить их о том, как они видят свои дальнейшие действия, связанные с будущим ребенком и постараться их по-настоящему понять. Для этого, если что-то вам неясно или кажется странным, расспросите побольше, узнайте, почему они думают так, а не иначе, и отнеситесь к их мнению с уважением. Не потому что оно похоже на ваше, а потому, что у каждого человека есть право думать и решать по-своему, как ему жить, как рожать и воспитывать своих детей, право ошибаться и получать через ошибки новый опыт. И эти права надо уметь принимать и уважать, чтобы строить и укрепять важные и ценные отношения с людьми, особенно если эти люди – ваши дети.
Если принимать новое мешает повышенная тревожность, страх перед неизвестностью – постарайтесь эту неизвестность уменьшить. Выпишите себе на листок бумаги те идеи, которые кажутся вам особенно пугающими, и постарайтесь узнать про них побольше. Определите, чем именно они вас так пугают, каких последствий вы боитесь. После этого проведите сбор информации, насколько обоснованы ваши страхи. Узнайте, каковы еще могут быть последствия данного события, какие есть плюсы и минусы, и, самое главное, что можно сделать, чтобы эти минусы обезвредить, если они все же проявятся. Есть известная поговорка «Осведомлен - значит, вооружен». Вы будете гораздо спокойнее себя чувствовать, зная, что может быть и что делать, и это поможет вам проще и с большим принятием относиться к новым идеям.
Если же принимать новое мешает нерушимое уважение к прежним авторитетам и старым традициям, вам опять же поможет сбор информации. Приведу простой пример. Раньше детей всегда держали в пеленках. Потом появились памперсы и пеленать перестали. Есть сторонники и противники и того, и другого. На самом деле, есть и третье мнение, гораздо более гибкое. Пеленать нужно гиперактивных детей, чтобы помочь им успокоиться, а слабых, скованных полезнее. держать свободными, чтобы дать им возможность развиваться. В психологии есть целое направление, которое занимается созданием собственной концепции и работой с идеями и представлениями о мире. Одна из важных частей этого процесса – так называемое «расшатывание» установок. В него входит сбор всех фактов и мнений «за» и «против». Кто сказал так, а кто иначе, когда вы видели подтверждение каждой позиции, какие факты говорят в пользу того или иного мнения. И т.д. Цель этого процесса – расширение своего видения мира и представлений о нем и понимание того, что не существует однозначно правильных и нерушимых представлений, что даже самые умные и компетентные люди могут ошибаться. Поэтому узнайте побольше бо всем, что вас интересует или входит в конфликт с вашими представлениями. Запишите их и проанализируйте, откуда они взялись. Постарайтесь «расшатать» все старые и новые установки, которые мешают друг другу. Подвергните испытанию старые и новые авторитеты. И тогда будет проще решить, что для ВАС правильно, а что нет. И многие новые идеи окажутся лучше старых, а другие, как выяснится, не противоречат, а дополняют друг друга. Вы станете шире смотреть на мир и сможете лучше помочь детям подготовиться к рождению ребенка.
В заключение хочу еще раз напомнить – вы вовсе не обязаны принимать все новое. Но та работа, которую вы проделаете по сбору и анализу информации, поможет вам проще убедить ваших детей в том, что вам кажется более правильным и полезным в таком важном и ответственном деле, как рождение и воспитание ребенка. О том, как это делать деликатно – читайте в следующем номере.