Зачем искать смысл жизни?

Вопрос:

Я хотел заняться бизнесом, и набрел на школу ШСД. После прочтения книги, начал искать смысл жизни, а нужно ли его искать и зачем он нужен, многие люди живут и не думают об этом , просто живут. Я несколько раз пробовал его искать, но не осознавая этого, когда не хотел идти в институт, когда выгнали, и сейчас когда увольняюсь с работы. 

Но сейчас я это делаю осознанно, раньше все мои начинания воспринимались в штык и как послушный ребенок подчинялся им, а если я не найду его, а если мой смысл жизни быть дворником, или стать верующим, может лучше продолжать работать.

У меня есть жена, родители, и есть ответственность перед ними и за них. Многие приходят к этому вопросу, либо говорят что это чушь, либо им не нужно его искать, просто не нужно, а так не могу,  я наверно сойду с ума,  думая об этом и о проблемах уже возникающих на данный момент в семейных отношениях (ссоры с родственниками), а также жена спрашивает -  а как мы будем жить, НА ЧТО. У меня вопрос ЗАЧЕМ ИСКАТЬ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

Ответ психолога:

ЗАЧЕМ ИСКАТЬ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

У меня тоже вопрос.  А почему этот самый пресловутый смысл жизни ты начинаешь искать только, когда выгоняют, отчисляют, увольняют, когда тебе не на что жить?

Может быть ты, действительно, ищешь не смысл, а на что жить. Тогда ты прав. Искать смысл жизни тебе незачем, ищи способ удовлетворить свои базовые потребности. Это может занять всю жизнь. Это очень важно. Удовлетворять физиологические потребности, чувствовать безопасность, принадлежность, любовь, уважение, самоуважение. Без этого человек не может жить и развиваться. И когда-то в психологии утверждалось, что базовые потребности - единственный возможный источник мотивации для человека. 

Если бы я стоял на этой точке зрения, то печально бы констатировал сейчас типичный невроз. Невроз как попытку преодоления конфликта биологического и социального "Я" с помощью рассудочного и трусливого удовлетворения базовых потребностей. Разве не ясно, что удовлетворение этих необходимых, но действительно базовых потребностей биологической жизни человеческого существа не снимает "высшего" напряжения бытия человека. В своей работе я сталкиваюсь с людьми, у которых, несмотря на очевидную удовлетворенность базовых потребностей, налицо присутствуют черты "экзистенциального кризиса". Более того, именно у них, уже не загнанных вопросом "на что жить", признанных обществом, окруженных любовью и заботой, чувства бессмысленности, никчемности существования, утраты вкуса к жизни и т.д. особенно сильны, изматывающи и истощающи. Очевидно, что удовлетворение базовых потребностей не является достаточным условием для дальнейшего духовного роста. Да-да, того самого поиска смысла жизни или назовите его иначе.

Что движет человека вперед? Что влечет его? На что он надеется? Что побуждает его к действию, к борьбе? Что бесит его, что понуждает его посвятить себя своему делу? Что свято для него? Во имя чего он может жить и умирать? Чтобы ответить на эти вопросы, нам понадобиться обозначить различие между обычными мотивами людей, для которых главное в жизни - удовлетворение базовых потребностей, с одной стороны, и мотивами людей, базовые потребности которых удовлетворены, достигших уровня осознания "высшего" напряжения бытия или самоактуализации, людей для которых ценно удовлетворение иных, "высших", мета-потребностей - с другой стороны.

Я утверждаю, что подавляющая часть человечества представляет собой группу, удовлетворяющую посредством деятельности или работы базовые, более низкие или даже невротические потребности. Они работают, чтобы добиться прагматических целей. Отношение этих людей к работе неотрывно от денег, которые помогают им удовлетворять базовые потребности. Их вовлеченность в деятельность поверхностна и условна, всецело зависима от привычки и привыкания, полна предубеждений и инерции, невротически "заторможена" стремлением соответствовать требованиям общества и ожиданиям окружающих. 

Для этого большинства "профессия", "карьера" или "работа", в первую очередь, служат для удовлетворения потребности в независимости, автономности. Если это носит функциональный характер, то результатом является закономерное и истинное удовлетворение базовых потребностей, что открывает возможность соприкосновения с "высшими" потребностями. Это же стремление может быть формой защиты от "невротического" переживания неполноценности, нереализованности, неточности проживания своей жизни. И то, и другое состояние неизбежно сталкивает человека с вопросами высшего порядка. Что есть подлинная жизнь? В чем ее смысл? Этим озабочены и об этом задумываются и философ, и автор письма. Более того, следуя этой логике, можно утверждать, что все люди в разной степени стремяться к "высшей" жизни, "высшим" ценностям, потенциально мета-мотивированы, то есть, способны осознавать, и нуждаются в удовлетворении мета-потребностей. Следовательно, в самой природе человека заложена "фатальная" неизбежность столкновения с "высшими" ценностями бытия. Можно назвать это инстинктоподобным проявлением сущности человека. В чем же состоит инстинкт удовлетворения "высших" ценностей?

В общении с самоактуализированными людьми, я наблюдаю это как стремление к

1) единственному способу "здоровой" жизни,

2) служению.

Оба пункта требуют широчайшего разъяснения. К сожалению, формат вынуждает быть конспективным. "Здоровье" я понимаю как принятие сущностных, высших ценностей Бытия. Либо в чистом виде, либо в сочетании с низшими потребностями. Это означает, что "высшая" здоровая жизнь человека протекает в той же реальности, что и плотская, материальная и "низменная". Они абсолютно равноправны в биологической и психологической реальностях, несмотря на то, что низшая сильнее, насущнее, жестче в конкретном, рациональном смысле. Да, в узком, специфическом "материальном" смысле условия жизни важнее "высших" идеалов культуры, философии, религии. Отсюда объяснение "в разной степени", потому что высший потенциал, заложенный в каждом человеке, труднее или почти невозможно реализовать в условиях бедности, тоталитаризма, при любых формах неравенства и насилия (экономического, социального, физического, сексуального, культурного). Но именно принятие представления о едином пространстве бытия человека, где не существует противопоставления "низших" и "высших" ценностей означает прекращение извечной борьбы между "высшим" и "низшим", духовным и материальным. Духовная жизнь - лишь высшее проявление биологической природы человека. Тогда понятно инстинктивное стремление человека к "звездам", к решению извечной ПРОБЛЕМЫ, к поиску "смысла жизни". Это путь к здоровью. Я сказал много слов благодарности людям, с которыми мне посчастливилось работать. Даже будучи в предписанной мне роли врача, проводника, учителя, я бесконечно много взял для себя. Мужества, страстного желания жить, восторга ощущения существования себя, мира, людей, вещей. Спасибо вам, осознанно вставшим на этот путь, в частности и автору письма. Да, я вижу этот путь как "излечение", избегание "болезней". В противном случае смотри нижеследующий список "болезней", возникающих при самоизоляции от "высших" ценностей, при активном сопротивлении отвечать на сакральные вопросы, нежелении, или назывании бессмысленным, поиска ответов. Наказание за презрение своей человеческой природы страшно и неотвратимо. Краткий перечень "болезней":утрата вкуса к жизни тотальное отсутствие ценностей апатия, фатализм отчаяние, депрессия бессмысленностьнеспособность радоваться, агедонизм стремление к смерти, отказ от жизни, незначимость смерти экзистенциальный ваккум генерализованное сомнение Продолжать не стоит. Лучше обратиться к, говоря позитивно, "здоровому" образу жизни.

Пункт 2) служение или требование к вочеловечиванию. Именно требование. Потому что высшие ценности требовательны к человеку. Они вызывают у него своего рода "чувство долга" и чувство собственной ничтожности. Спасительная краткость соприкосновения с "высшими" ценностями защищает человека от острого чувства собственной ничтожности и ограниченности. Даже редкость и кратковременность величайших мгновений высших переживаний вызывает осознание краткости, быстротечности и конечности своей жизни. Сознавая свою беспомощность перед лицом "большего", тем не менее, человек пронзительно и трепетно соприкасается с высшими ценностями. Эти эмоциональные реакции служат человеку верным признаком подлинности своего существования. Без них мы не можем сказать, что мы живем. Живем полно и вдохновенно. Это признаки психического здоровья и психологического благополучия. Это - любовь, трепет, удивление, ощущение чуда, благодарность, страх, радость, благоговение и другие. Актуализированный, вочеловеченный человек не может не "служить", не мыслить свою жизнь без этих чувств. Они необходимы, уместны, требуемы, правильны и верны. Мы ищем их в себе, в мире, в отношениях с другими, профессиональной деятельности. Потребность в этих чувствах заставляет нас искать… "искать смысл жизни". Сами, являясь высшей ценностью, они становятся абсолютно базовыми, то есть жизненно необходимыми. Еще раз. Очевидно, что слабость и уязвимость духовной жизни требует многих "материальных" предпосылок. Человечество направляя усилия на улучшение, в широком смысле, окружающей среды (экономика, экология, культура, наука), тем самым создает условия для индивидуального служения человека "высшим" идеалам. Гуманистическое общество, где поощряется "высшее" человеческое, не застраховано от кризисов, как материальных, так и духовных, но коллективное "здоровье" гарантируется возможностью свободного, честного и искреннего служения каждого члена общества. Ради собственного здоровья. Дело, которому служит актуализированный человек, представляется для него как инструмент, воплощение "высших ценностей". Он сам создает условия для"одухотворения" общества.

Так для зрелых людей служение становиться способом достижения справедливости, правды, красоты, здоровья, человеческого величия, в то время как для неактуализированных работа является способом достижения финансового благополучия, общественного признания, статуса, престижа, власти. Таким образом, личные метаценности перестают быть только внутренними, принадлежащими только их носителю. Они совпадают с ценностями гуманистического общества. Неся в себе колоссальную ценность для общества, индивид испытывает уважение и "здоровую" любовь к себе, глубочайщее ошущение собственной ценности для других, то есть удовлетворяет свои личные базовые потребности. Так опять преодолевается еще одно противоречие - между индивидуумом и обществом. Я как-то логично начинаю говорить о противоречиях или противопоставлениях. 

Есть еще одно хорошее слова дихотомия - рассеченность. Это будет точнее. Потому что, означает разделенность целого. Целостность мира, бытия. Бытия, осознающего себя в разделенности на осознаваемое человеком и осознающее себя как человека. Так Сущее получает свои имена. Представьте себе, поток бытия, устремленный из ничто в ничто, и на краткое мгновение освещенный искрами человеческого разума. Так сият жизнь. Не гасите свою искру. Потрясающая фантазия. И ведь именно вопросами о смысле жизни мы освещаем сами себе дорогу, реализуя свое единственное предназначение быть (однокоренное с бытие). Достаточно. О дихотомиях. Я указал на две. Я назвал их так, совершенно условно. Бытийная - между "низшим" и "высшим". Социальная - между человеком и обществом. Есть еще, о которых я что-то понимаю. Личностная - между "я хочу" и "я должен". Трансперсональная - между человеком и Богом. Вероятно, я продолжу.

Власкин Дмитрий 

P.S. Вышесказанное есть выводы здравого разума, основанные на моей работе, встречах с разными людьми, книгах А.Маслоу, И.Ялома, Д.Бьюдженталя, М.Кундеры и других важных для меня авторов. Если вы не согласны с таким взглядом, то вы можете опровергнуть его любыми допустимыми формами.