"Правило" и "закон"

Вопрос:

Здравствуйте!

Обращаемся к Вам с проблемой, возникшей при воспитании нашей дочери. Кристине 3 года. Она подвижный, любознательный, эмоциональный ребенок. Ходит в д/сад. Хорошо эрудированна, любит активные игры и чтение книг со взрослыми, может играть и заниматься сама.

В поведении с посторонними она воспитана и, даже, несколько стеснительна, но с близкими людьми она бывает очень капризна, не любит считаться с чужим мнением, руководствуясь принципом «я хочу». Кристина – единственный ребенок, ее любят и балуют родители, бабушки (живут отдельно).

В воспитании пытаемся отдавать предпочтение доводам и беседам, но когда в ребенка «вселяется чертик» и слова уже не слышны – в ход идут шлепки и стояние в углу. Проблема в том, что, даже стоя в углу, со слезами на глазах, дочь продолжает упорствовать на своем, не очень-то желая выполнять требуемое. Откуда у маленького ребенка такое упорство?

После наказания (пар у обеих сторон выпускается) наступает примирение и «разбор полетов», дочь обещает больше так не делать, но ситуация повторяется. Нужно ли «ломать характер» и добиваться исполнения наших требований, или это ожесточит ребенка?

Заранее спасибо. Папа и мама.

Ответ психолога:

Уважаемые Владислав и Регина!

Исходя из рассказанного Вами о поведении и особенностях Вашей дочери и Ваших с ней отношений, могу предположить, что Ваша дочь переживает сейчас сложный период ее жизни и Вы, с моей точки зрения, прикладываете максимальные, правильные усилия к тому, чтобы помочь ей этот этап пройти. С другой стороны каждый из Вас сейчас тоже проходит в очередной раз этап становления родителем.

Таких этапов много и каждый раз каждому из Вас придется перестраивать себя, набирать новые знания и делать интересные открытия о Вашей дочери. Кристина сейчас находится на таком этапе, когда она (как и каждый из нас в этом возрасте) должна узнать, понять и освоить понятие "правило" и "закон".

Есть правила, которые придумали не Вы специально для Кристины, а которые существуют из покон веков и они для всех одинаковы и все им подчиняются. На этом этапе очень важна роль отца, как человека, который рассказывает о правиле и устанавливает его, и (!) не меняет его в любом случае. Девочка будет Вас, папа, проверять (нарушать правила) точно ли Вы не нарушите закон и точно ли накажете ее, если она его нарушит. И только тогда, когда Кристина поймет, что Вы крепки в следовании правилам, которые Вы для нее установили, она сделает их своими собственными правилами и перестанет Вас атаковать.

Можно поиграть в игры с правилами, где ясно, почему нельзя что-то делать. Например, нельзя заезжать на велосипеде за красную черту, так как за ней играют малыши. Кристина должна сама видеть в каких-то случаях почему нельзя. Обычно дети хорошо тогда воспринимают правила.

Часто мама и папа чувствуют себя виноватыми по поводу наказания ребенка, но если Вы будете помнить, что на этом этапе правила очень важны и для прохождения дальнейших возрастных ступеней это принципиально для Кристины, то вспомните, что родительская функция заключается в помощи ребенку. Часто ребенку бывает плохо и больно, но мама и папа делают просто то, что должны делать и малышу становится радостно и хорошо. Ведь тогда Кристина будет знать, что даже если она боится и не знает как быть, ее мама и папа уже много раз просто знали, что на этом возрастном этапе происходит то-то, а другом то-то и, исходя из своих знаний, помогали и еще раз помогут пережить сложный период. Так что будьте стойкими!

У бабушек другая функция, нежели у папы и мамы, так как ответственность за Кристину несете Вы, а бабушки уже свой долг перед своими детьми выполнили. Так что их функция как раз очень любовная и баловательная и это хорошо для Кристины, что Вы не прерываете связь поколений и разрешаете ей устанавливать самой и ее собственные отношения с бабушками. 

Удачи. Психолог Сизикова И.В.