Как создать хорошую команду. Комментарий для портала "Job.ru".

1) На что прежде всего нужно обращать внимание при подборе новых работников (помимо их профессиональных качеств)? Необходимо проверить, насколько их цели и ценности соответствуют целям организации или проекта, на который их набирают. Если ценности человека входят в противоречие с ценностями организации - как бы он ни старался, все равно начнет действовать в своих интересах.

Е.Б.: Если речь идет о работе в команде, где все вместе делают одно дело - важно понимать, насколько человек способен к такой работе, к диалогу, взаимодействию, пониманию других и компромиссу. Если же командные навыки требуются по минимуму, как, например, для психолога в психологическом центре - тогда вполне достаточно того, что этот человек вменяем и доброжелателен. Ну и, конечно, он должен проявлять готовность "слушаться" начальство. Если кандидат начинает спорить или "учить жить" потенциального начальника уже на собеседовании - я бы рассталась с ним незамедлительно. Хорошо бы, конечно, протестировать кандидата на психопатологию, но, к сожалению, не везде есть для этого возможности и средства.

2) Какие черты характера по-вашему - самые губительные для коллектива? Те, которые превращают рабочую атмосферу офиса в невыносимую.

Е.Б.: Самые тяжелые люди рядом - пессимисты, завистники, и, конечно, склочники. Те, кто топит любую идею, ставит подножки, плетет заговоры и устраивает конфликты на любом удобном для этого месте. И, конечно, очень тяжело всегда с индивидуалистами нарциссического склада, теми, кто строит все вокруг себя и вполне искренне не понимает, что что-то при этом не так, что у других людей есть свои цели и желания, что работа в команде предполагает учет интересов и позиций не его одного.

3) Что лучше - классный, но бескомпромиссный профессионал, который высказывает коллегам все, что думает или специалист похуже, но не склонный к конфликтам?

Е.Б.: Думаю, лучше всего человек, который и профессиональными качествами обладает в достаточной мере, и умеет конфликтовать продуктивно - высказывать свою точку зрения с уважением к точке зрения других, из несходства позиций устраивать не трагедию или скандал, а мозговой штурм с тем, чтобы создать новую концепцию с учетом мнений разных сторон. Хотя если выбирать из этих двух зол - думаю, здесь всегда будет индивидуальный выбор начальника в зависимости от того, насколько он сам жесткий или мягкий человек и от его целей. Если он сочтет, что сможет держать в узде бескомпромиссного профессионала, сможет его "перевоспитать" и ему важен профессионализм - выберет этого. Если же не хочет лишних проблем в офисе - тогда окажет предпочтение второму.

4) Что бы вы посоветовали руководителю, которому предстоит собрать команду "с нуля"?

Е.Б.: Нужно набирать команду, опираясь в первую очередь не на личные качества людей, а их профессиональные навыки, подбирать их строго под задачу, а не по принципу "чтобы им вместе было хорошо". И набирать не сразу на весь проект, а по стадиям. Ведь когда строят дом, сначала нужны те, кто кладет фундамент, потом те, кто возводит стены, а потом уже - маляры и электрики.

Важно четко оговорить с работниками их зоны ответственности, а также права и обязанности членов команды и определить того, чье мнение всегда будет решающим. Если речь идет о стартапе - думаю, не лишне будет и самому начальнику оценить, насколько эти люди готовы к переработкам и перенапряжению, что всегда неизбежно в ранней стадии проекта, и напомнить им об этом. Лучше всего в таком случае брать тех, кто искренне увлечен самой идеей проекта, а не бонусами от него. 

Бабиевская Елена, психотерапевт, директор Психологического Центра на Пятницкой.

Pin It