Расскажите мне, что такое смерть. Часть I

Я очень долго думала, как к этой теме подобраться. С одной стороны мы все хорошо знакомы с этим словом: через смерть близких людей, рассказы знакомых, литературу, телевидение и т. д., так, что вроде она всегда где-то рядом и представляется довольно-таки естественным явлением в нашей жизни. С другой стороны тема смерти, да и просто произнесенное слово «смерть» вызывает у взрослых массу эмоций. Смерть — это страшно, горько, больно. Это обида, отчаяние, тоска, безысходность и, может быть, даже ярость. И, поскольку, эмоции эти очень сильны и мучительны, мы стараемся не думать о смерти, и у нас, получается, отстраняться от нее до тех пор, пока мы не оказываемся рядом. И тогда мы начинаем думать, и пытаемся понять, что есть смерть, как она существует: приходит к нам или же с рождения живет внутри нас и ждет своего часа, и кто этот час назначает: сам человек или же это не зависит от него вовсе.

Несомненно, у большинства взрослых людей существует свое понимание смерти, а вот существует ли оно у детей? Как дети понимают смерть свою собственную и других людей? Как они воспринимают и переживают смерть?

Представления ребенка о смерти его реакция на нее, безусловно, сильно зависят от возраста, а если говорить точнее, то от степени сформированности мышления, от того, как маленький человечек мыслит. Например, младенцы и дети второго года жизни переживают, смерть матери как потерю безопасности и заботы, невозможность удовлетворения потребностей, которые в этот период жизни тесно связаны с мамой. При этом у малыша повышается уровень тревоги и депрессии, нарушается сон и режим питания, он может отказываться от нового воспитателя.

Совершенно другая картина среди детей дошкольного возраста (приблизительно от 3 до 6,7 лет). Дети этого возраста обладают совершенным сокровищем, которое в скором времени, однако, растрачивается — магическим мышлением. Они склонны одушевлять предметы и явления, считают, что любой предмет или явление сделаны для определенной цели и искренне верят, что любая природная или человеческая активность зависит от них. У них еще не сформированы абстрактные понятия, и представления о времени и его необратимости.

Все эти особенности детской мысли приводят к тому, что у детей существует очень большое разнообразие представлений о том, то означает прекращение жизни и смерть.

По данным исследований среди дошкольников одни никак не реагируют на слово «смерть», другие не знают его значения, а часть детей имеет, но еще очень ограниченные и неверные представления («быть больным», «попасть в больницу»). Сталкиваясь со смертью в этом возрасте дети могут игнорировать ее, либо давать неадекватные реакции, например, радуясь убийству маленьких животных, насекомых не выказывать горя при смерти близких. Трехлетний ребеночек, покинув опечаленных смертью его бабушки родственников, может радостно играть в свои игры, даже если какое-то время назад он плакал вместе с ними. Возникшая у малыша печаль очевидна, однако он не может сохранять болезненные переживания длительное время. Его грусть интенсивна, но коротка, хотя нередко возвращается и вновь.

Даже для детей 5-6 лет факт смерти не означает финального события. Они не признают необратимости смерти, говорят о смерти как об отъезде, сне, временном явлении. Некоторые дети предполагают, что возможно оживление умерших, например, в специальных отделениях больницы. Например, пятилетний мальчик, похоронив свою собаку, положил на могилу две банки консервов, решив, что мертвая собака еще может стать голодной, хотя и не в такой степени, как живая.

Получается что для детей смерть — это нечто обратимое и поэтому для них она не становится пугающим событием. Примерно половина детей использует в своем лексиконе слова «смерть», «убью», «покойник», не понимая их истинного значения.

Еще один интересный и важный момент: дошкольники могут воспринимать чью-то смерть как результат своих мыслей, желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Способность управлять такими событиями подавляет и пугает ребенка.

Как видите смерть, несмотря на непонимание ее детьми, так же как и у взрослых может вызывать у детей сильные чувства. Более того, у них имеются и свои представления об этом событии, пусть и неверные, но требующие от взрослых внимания и понимания.

Белова Юлия, психолог.

Pin It