О чем на самом деле поют колыбельные?

 

Очень часто мы вспоминаем наше детство по колыбельным песням, которые напевали нам мамы или няни перед сном. Мягкие, певучие, с повторяющимся ритмом - они, как ни что другое помогают родителям убаюкать ребенка. Однако это не единственное и может быть даже не самое главное их предназначение…

Для того, что бы быть успешным в мире маленький человечек на протяжении многих лет пытается осмыслить наш огромный мир, как нечто целое, по отношению к которому он будет самоопределяться, искать в нем свое место и прокладывать свои пути.

Любая человеческая культура обязательно несет в себе представление о мире, которое воплощено в мифах, отражено в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах. Это представление ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент, объединяясь в этой работе с другими детьми. Современные родители часто совсем не представляют себе огромности объема той внутренней работы, которую проделывает в этот период ребенок, чтобы упорядочить свои представления о мире.

Осваиваясь в мире, ребенок ориентируется на множество явных и неявных воздействий со стороны взрослых. Это, к примеру, запреты и поощрения, выражающиеся не только через язык, но и существующие в организации детского пространства - детская кроватка, детская комната, детская площадка. Не случайно мы обозначаем их как "детское место". С одной стороны это позволяет ребенку осваиваться в пространстве, с другой стороны - обозначает зону безопасности: согласитесь, тротуар - это не "детское место". Для народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор - те самые колыбельные песни, пестушки, потешки и т.п.

Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы "слепым пятном" и осознание себя в этом мире начинается через других людей. Это они замечают, что "Я" есть, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав по имени. Такое личное обращение постоянно присутствует в текстах материнского фольклора, адресованных ребенку.

Пестушки, потешки, приговорки сопровождают в народной культуре телесные игры с маленьким ребенком.

"Сорока-ворона кашку варила. Деток кормила: этому дала, этому дала…" - так приговаривает мать или няня, перебирая пальчики ребенка, сидящего у него на коленях. С психологической точки зрения важность этих игр неоценима. Таким путем взрослый помогает ребенку формировать осмысленный образ своего тела.

В телесных играх с детьми, существующих в народной традиции, мать помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его тела в живом контакте с ее руками. Пальцы рук ребенка, его ладошки, предплечья, подмышки, головка и т.д. становятся персонажами сюжетных игр, каждый из которых обладает собственным именем и характером и исполняет определенную игровую роль.

Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия - имена, которые многократно повторяются на разные лады. А по мере того, как ребенок научается не только непосредственно чувствовать, но и знать, где и сколько у него глаз, ушей, пальцев, ртов, носов, по мере того, как он запоминает их названия, неизменность их место нахождения и взаиморасположения, - у него начинает складываться образ тела.

Если мы обратимся к другим жанрам материнского фольклора, например, к колыбельным песням, то и там мы можем увидеть, как в символической форме представлены основные координаты мира.

С чего, прежде всего, начинается упорядочивание и структурирование пространства для ребенка? Первое место, которое закрепляется за ребенком - это его кроватка. "Пойдем, я положу тебя в твою кроватку", "какая красивая у Маши кроватка" - обычно такие слова приговаривает мама своему малышу, фиксируя внимание ребенка на его точке пространства. В колыбельных песнях часто очень подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель - первое собственное место ребенка в мире, его исходное личностное пространство.


Висит колыбель
На высоком крюку.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крюки золотые.


Естественно, что золотые крюки, и бархатные ремни, конечно, не бытовые реалии крестьянской жизни и в современной речи редко употребляются исходные варианты. Они образно выражают родство детской колыбели и царского трона. Ребенок здесь подобен маленькому божеству, окруженному ценными дарами - праздничной едой:


Ой, ляльки-ляльки-ляльки,
В изголовье крендельки,
В ручках яблочки,
В ножках прянички,
По бокам конфеточки,
Винограду веточки.


В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места, а младенчество описывается как идеальное состояние благополучия.

Помимо самого места в колыбельных песнях так же обращается внимание ребенка на существование как бы двух миров: теплого дома, внутри которого находиться колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира - темного леса, луга, речки, куда до поры до времени ребенку ходить не надо.

Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она обозначается словом "край":

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок,
И положит под кусток.


Тему края малыш проживает собственным телом. Ведь младенец обычно лежит на чем-то возвышающемся, ему есть куда падать через край, который ощущается им как граница перепада высот, переход которой грозит падением. Эта реальная опасность, прежде всего, познается в течение двух первых лет жизни. Телесные переживания такого рода становятся для ребенка живым психологическим наполнителем фольклорной идеи края, как опасной грани двух разных миров. С точки зрения народной традиции, подходить к ней, а тем более преждевременно переходить ее, пока ребенок мал и не готов к этому, - никак нельзя. Кроме того, это еще и опознание края как границы конкретного пространства - своего и чужого, освоенного и неизвестного, комфортного и опасного.

Кроме содержания колыбельных песен многое предопределяет сама ситуация, в которой они исполняются. Колыбельную песню мать, бабушка или няня поет вечером, чтобы ребенок поскорей заснул. С психологической точки зрения, он находится в это время в особом душевном состоянии предсонья: тельце постепенно расслабляется, глазки закрываются, собственные мысли в этом возрасте еще отсутствуют и не мешают внимательно сосредоточиться на голосе взрослого. Такому сосредоточению помогает еще и то обстоятельство, что поющий голос является главным на фоне окружающей тишины и темноты. Можно сказать, что состояние ребенка подобно тому, что бывает у людей при гипнотическом внушении. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет очень важную роль в открывании души навстречу поющему голосу. Поэтому интонация, слова, образы песни беспрепятственно проникают в душу ребенка, буквально пропитывая его и закрепляясь в самой глубине его существа. Ребенку необязательно понимать, он должен просто впустить в себя и помнить. В дремотном состоянии в дремучей глубине его души, которая потом, когда он повзрослеет, никогда не будет полностью доступна его собственному сознанию, угнездятся древние, целостные, мощные и емкие образы, являющиеся сгустками самых главных жизненных смыслов, передающихся в народной традиции.


Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ему задаются социальные ориентиры, а так же нравственные категории его взаимоотношений с младшими и старшими, со старшими и со святыми покровителями.

Вот так колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, представленных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которым должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.

 

Белова Юлия, психолог.

Pin It