Гиперактивные дети

Выпуск 21. Гиперактивные дети.

19.04.2006

Это про них говорят — «стихийное бедствие». Это они выводят из себя даже самых спокойных и терпеливых взрослых. Это их постоянно одергивают, стыдят и ругают. Это они не могут спокойно ходить, тихо сидеть, молча чем-то заниматься. Они все время бегают, прыгают, шумят, болтают, начинают что-то делать и очень быстро бросают начатое, теряют вещи, проказничают — в общем, они очень и очень неудобны. И все бы было ничего — только бы нам взрослым добавить побольше сил и терпения, — если бы сами гиперактивные дети не испытывали столько трудностей самого разного рода и в общении, и в учебе.

Пик проявления гипнрактивности приходится на 5-7 лет и именно в этом возрасте, когда у взрослых появляется ощущение неуправляемости ребенка, чаще всего обращаются за помощью к врачам или психологам.

Когда гиперактивные дети идут в школу ситуация еще более осложняется поскольку требования к детям несоизмеримо возрастают. Ведь теперь всю первую половину дня почему-то нужно тихо сидеть и сосредоточенно слушать учителя. А это, похоже, просто невыносимо для гиперактивных детей. Именно поэтому они часто в середине урока могут вскочить или начать что-то выкрикивать, совершенно не относящееся к занятиям. Часто они «выпаливают» ответ прежде, чем учитель обратился к ним с вопросом. Поскольку степень сосредоточенности у них мала, они не усваивают большую часть того, о чем говорилось на уроке, и часто отвлекаются на другие вещи, к примеру, на происходящее за окном класса. Разумеется, это отражается на их школьных успехах. Домашние задания для гиперактивных детей превращаются в настоящие мучения: одно задание может выполняться часами, сопровождаясь слезами или вспышками ярости, если взрослые подключаются с контролем.

А ведь именно контроль и помощь взрослых особенно нужны гиперактивным детям, так как именно контролировать себя, свое поведение и свои чувства у них и не получается.

К 15-16 годам гиперактивные дети ничем не отличается от своих сверстников. Их подвижность и отвлекаемость сохраняется, но уже в пределах нормы. Это, конечно, успокаивает, но до этого возраста родителям гиперактивных детей стоит запастись терпением и самообладанием..

О чем важно помнить родителям гиперактивных детей.

  • Для гиперактивных детей важен четкий распорядок дня.
  • Важно, чтобы все правила и требования обсуждались и разъяснялись. Важно, чтобы в течение дня была возможность для активного отдыха или спортивных занятий.
  • Важно оберегать гиперактивных детей от чрезмерного утомления, так как это сопровождается снижением самоконтроля.
  • Помощь в уроках обязательно нужна, особенно в младших классах. Полезно чередовать сложные предметы с более легкими для ребенка, делать небольшие перерывы, давать задания на определенное время.
  • И, обязательно, в каждом случае, когда ребенок этого заслужил, его нужно хвалить, поощрять и подчеркивать его успехи.

Ведь он должен верить в себя, а это возможно только в том случае если вы верите в его силы, в его возможности и его способности. А они обязательно есть. Приглядитесь, и даже если вы очень устали, вы их обязательно увидите!

Галанова Юлия, детский психолог.

Pin It