Что прячется за детскими рисунками?

Сегодня я предлагаю вам поиграть в прятки с рисунками детей, побыть в роли водящего и выяснить-таки, что скрывается за детскими каракулями и как с помощью рисования ребенок осваивает окружающий мир. Обычно взрослые не понимают психологического смысла огромной интеллектуальной и духовной работы, которую проделывает рисующий ребенок в возрасте между тремя и четырьмя годами. Хотя именно на примере раннедетских рисунков взрослый может наглядно увидеть в какой последовательности ребенок понимает собственным умом, как устроен мир. Это понимание ребенок воплощает в своих рисунках и тем самым дает нам возможность хотя бы частично увидеть результаты грандиозной работы, невидимо совершающейся в его душе.

  Давайте отыщем основные открытия ребенка, которые отражает его рисунок.
Как известно, первыми появляются каракули. Первые хаотические каракули ребенок начинает делать в возрасте около года. Постепенно у него налаживается зрительно-моторная координация, когда глаза привыкают следить за графическими движениями руки. Ребенок с большим удовольствием испрещает листы бумаги "каляками-маляками".

  Одно из самых важных психологических открытий, которые делает ребенок между годом и двумя, состоит в том, что он может целенаправленно оставлять видимые всем следы своего присутствия в мире. "Каляки-маляки" послушно появляются из-под кончика его карандаша и остаются на листе бумаги. Они свидетельствуют о том, что ребенок освоил пространство листа, отметился, застолбил там свое пребывание.

  В период между двумя и двумя с половиной годами ребенок делает следующий шаг: он обнаруживает, что лист бумаги имеет края. Если раньше рука с карандашом могла легко выехать за пределы листа, то теперь ребенок начинает реагировать на его края (вспомним колыбельные песни). Приближаясь к ним, линии каракулей следуют вдоль краев листа, огибают его углы, стремятся вернуться внутрь листа. То есть ребенок, уже учитывает границы ситуации, в которой разворачиваются его действия.

  Между двумя с половиной и тремя годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его "каляки-маляки" могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так для ребенка открывается возможность через линии, точки, пятна обозначать нечто другое. Несовершенство графической формы не мешает сути дела - теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно.

  Первые детские изображения хаотически разбросаны по листу бумаги - ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа.

  На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: "Встань передо мной, как лист пред травой". Захотел - нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть. Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки персонажа, - чтобы человек отличался от собаки, собака - от мышки или птички. ("Человек ходит стоя, а собака лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост").

   Однако уже в возрасте между тремя с половиной и четырьмя годами ребенок делает следующий шаг: он начинает представлять пространство листа как пространство Мира. Мир этот должен быть определенным образом организован, чтобы туда можно было поселить персонажей. Под ногами у них обязательно должна быть земля (как реализация идеи опоры, на которой все держится), а над головой должно быть небо (как идея верха, крыши надо всем). А между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости - целиком во весь рост и, не загораживая друг друга.

  Такая композиция называется ленточной и что интересно, сходна по своим принципам с древнеегипетскими изображениями. Для нас же важно, что такая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат мира. В этом мире главной является вертикаль - разделение листа на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства. По мере того как ребенок взрослеет, вертикальная координата в его рисунке все отчетливее приобретает символическое значение оси ценностей. В культуре взрослых людей, к которой постепенно приобщается ребенок, тема неба, т.е. высокого, - связана с идеями Божественного, духовного, светлого, интеллектуального, значимого (высокие чувства, помыслы, стремления и т.п.).

  Тема земли, т.е. низкого, - воплощает идеи телесного, плотского, физиологического, сексуального, дремучего, темного и т.д.

  Несколько позже, чем вертикаль, для ребенка начинает становиться значимой горизонтальная ось рисунка, которая все больше связывается с идеей течения времени. Это обычно происходит между четырьмя и пятью годами.

  Не углубляясь сейчас в дальнейшие подробности развития детского рисунка, отмечу только, что у нормально развивающегося ребенка к пяти годам в основном уже складывается этот особый тип рисунка, и сам рисунок на протяжении всего времени рисования является неоценимым носителем информации о душевной внутренней жизни ребенка.

  Пространственная близость или удаленность персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, используемые цвета несут смысловую нагрузку. Они служат для выражения душевной близости или отчужденности персонажей рисунка, их значимости или малоценности, отражают их характеры и свойства, о которых хочет заявить маленький автор.

   Отсюда следует очень простой вывод: если взрослые будут достаточно внимательны к творчеству своих детей, то смогут узнать много того, что дети боятся, не могут или не хотят выразить словами. Включенность родителей в жизнь разворачивающихся событий на листах бумаги, наблюдение за изменения цветовой гаммы и в целом интерес к рисункам своих детей могут помочь отыскать то, что прячется в глубине детской души.

Белова Юлия, психолог.

Pin It