Чем бы здесь наследить?

Наследить, оставить свой след, показать другим, что я существую, даже когда меня нет рядом, с помощью самых разных мое - моя чашка, мое рабочее место еще один важный момент в освоении пространства вокруг для малыша.

Поэтому ребенок так заботится о том, что бы у его места за столом стоял именно его прибор: чашечка с гномиками, тарелка с грибочками, ложка с медвежонком. Эти предметы не просто вещи, имеющие потребительскую ценность, они суть знаки-заместители самого ребенка, они помогают ребенку обозначить свое место, закрепить его в сознании других людей.

На самом деле для понимания личности важно оценить, что именно в этом мире человек считает собой . Оказывается, что нередко бывает трудно провести черту между тем, что человек называет самим собою, и тем, что он обозначает словом мое. Например, наше доброе имя, дети, творения наших рук могут быть нам столь же дороги, как и собственное наше тело, а посягательства на них переживаются как непосредственное нападение на нас самих.

Многие взрослые в свое Я включают не только свое тело, но и некоторые предметы (одежду, личные вещи, продукты своего творчества) и даже людей с которыми они внутренне отождествляются. Есть люди, которые даже собственное тело не считают собой. А есть те, для кого в круг их Я входят и дом со всем содержимым, и члены семьи.

Есть мамы, на протяжении всей жизни воспринимающие своего ребенка как неотделимую часть себя: Мы уже в детский сад пошли , Мы хорошо учимся , Мы скоро школу кончаем. Им бывает тяжело признать, что их взрослый сын или дочь отдельный человек и имеет право на самостоятельное существование. А есть родители, которых поражает таинственное, уникальное Я , присутствующее в маленьком человечке: Это наш ребенок, мы его родили, и при этом такое таинственное непонятное существо, совершенно особый мир .

Чтобы этот особый мир показать, утвердить дети изобретают множество способов это и рисунки на асфальте, и надписи на стенах, и детская традиция делания секретов и тайников . Но все-таки первое внешнее пространство, становящееся своим , это дом, в котором ребенок живет. Поэтому для него особенно важно закрепиться и утвердиться дома, расставить здесь многочисленные знаки своего присутствия.

В качестве вещей-заместителей себя дети часто используют свои рисунки, поделки, поскольку в них авторское присутствие гораздо заметнее, чем в купленной вещи. Вообще же, ребенок обычно очень разнообразен в способах, при помощи которых он самоутверждается в пространстве дома, населяет собой домашний мир.

Он начинает с того, что везде, где ему хочется присутствовать, побывает: заглянет, пощупает, посидит, поваляется. Так он проживает пространство, наполнив его невидимыми, но сохраняющимися в памяти ребенка траекториями своих движений. Где надо, оставит свои полномочных представителей. Маленький сделает каляки-маляки на стене или на двери, побольше повесит свои рисунки над кроватью мамы, чтобы быть к ней ближе, запихнет ей на ночь под подушку свою куколку, поставит на ночной столик пластилиновую фигурку.

Дети постарше иногда обводят карандашом рисунок на обоях у своей кровати, подрисовывают контуры пятна на стене, чтобы получился занятный образ, делают для интереса маленькие тайники в собственной квартире, т.е. прикладывают руку к тому, чтобы в доме остался материальный отпечаток их потаенной творческой активности.

Такое поведение может быть странно взрослому по форме, но на самом деле близко ему по существу. Молодая жена, поселившись в доме мужа, чувствует, что станет там настоящей хозяйкой только тогда, когда все переберет, перемоет, переложит, хоть немножко но по-своему. То есть освоит пространство нового жилища, превратив его в поле своих активных действий, соприкоснувшись с каждым предметом, на котором останется след ее рук. Она внедрит туда обязательно и свои собственные вещи, которые станут знаками ее хозяйского присутствия.

Сходно действует и мужчина. Он тем быстрее освоится в новом жилище, чем скорее найдет там все, что можно исправить, починить, отрегулировать. Он обратит особое внимание на те материальные узлы, от которых зависит жизнедеятельность дома (выключатели, краны, ручки и т.п.), и таким образом, будет держать руку на пульсе домашних событий.

Можно сказать, что в пространстве дома степень опредмеченности обычно выражает меру присутствия каждого из членов семьи. Плохо, когда один заполняет собой все вокруг, тесня других. Плохо, когда есть в доме несчастный изгой, у которого нет своего жизненного пространства и даже собственного места кровати, письменного стола, шкафа или полки.

И наоборот, в дружных, хорошо организованных семьях, где каждый член семьи уважаем и неповторим, а отношения выстроены, обычно все помнят о том, где чье место, где кто любит сидеть, и соответственно ставятся чашки: папе с кораблем, маме с розой, бабушкина любимая с синими листиками, внучкина с петушком и т.д.

Иногда бывает важно подчеркнуть значение члена семьи, выразить уважение к нему через его вещи-символы. Это твое место никто не может его занять, кроме тебя, это твоя чашка ее не поставят случайному гостю это твой стол ты его хозяин, никто не станет наводить здесь свой порядок, не спросив тебя.

Итак, дом становится для ребенка первым социальным пространством, где отношения членов семьи друг с другом символически закреплены в предметной среде. Именно в своем ежедневном домашнем опыте маленький ребенок впервые познает смысл притяжательных речевых форм твое, мое, папино, мамино через осознание принадлежности личных вещей, одновременно олицетворяющих каждого из членов семьи.

Белова Юлия, психолог.

Pin It