Антошка, Антошка, бери к обеду ложку!

Продолжая разговор об освоении ребенком окружающего мира хочу затронуть тему застолья. Совместные семейные трапезы - это психологически важный момент для понимания и простраивания ребенком отношений с другими людьми.

Общесемейные завтраки, обеды и ужины начинаются с накрывания стола. В этом действии ребенок часто принимает посильное участие: пересчитывает всех членов семьи, раскладывает ложки, вилки и т.д. (при этом может упустить себя, потому что сам себе не виден.) Пространство накрытого стола является, по сути, полем, где представлены отношения всех членов семьи. Расставленные тарелки и приборы обозначают место и личное пространство, выделенное для каждого участника трапезы.

Тарелка - это зона личной ответственности ее хозяина. Она наполнена едой, про которую говориться "моя". Здесь для многих детей впервые появляется тема справедливого дележа - в данном случае дележа общего объема пищи между едоками, дележа пространства за столом и т.п. - и идея индивидуальной доли каждого. Материальным воплощением этой общности будет и единое пространство стола, вокруг которого все сидят, и общие предметы - салатница, хлебница, солонка, сахарница, где лежит то, что, требуется всем.

Необходимость пользования общими предметами за столом сразу ставит перед ребенком проблему сотрудничества в общем, пространстве застолья: то ли дотянуться самому до нужных предметов, то ли прибегнуть к помощи другого человека. Но как? Здесь важно, что бы родители осознавали педагогический смысл этой ситуации. Есть родители простодушно-материалистичные. Они понимают еду как физиологический процесс насыщения и мало обращают внимания на взаимоотношения за столом.

Есть родители, считающие своим долгом научить детей формальному этикету поведения за едой: не чавкать, уметь пользоваться ножом и вилкой, знать необходимые формулы вежливости ("Передайте, пожалуйста, хлеб").

Но есть родители, понимающие, что семейная трапеза за общим столом - это одна из важнейших домашних ситуаций, где ребенок учится осознанию себя в общем, пространстве взаимодействий с другими людьми. Здесь закладывается у ребенка понимание таких базовых отношений, как мое - твое, общее - личное, понимание своего места в группе людей и отношений соподчинения (кто главнее в этой ситуации, что и кому можно делать, а что - нельзя). Здесь он знакомится с проблемой подчинения и равноправия, справедливости распределения чего-либо, соотношения собственных желаний и ограниченности возможностей, привыкает учитывать как присутствующих, так и отсутствующих членов семьи.

Важно то, что все эти достаточно абстрактные понятия наглядно представлены сидящему за столом ребенку в том, как стол накрыт и как ведут себя участники застолья. В грубо материальном смысле для удовлетворения голода все равно - выпить ли супу прямо из кастрюли, унести ли его в тарелке в свою комнату или поесть того же супу за общим семейным столом.

С психологической точки зрения, три эти варианта принципиально различны по внутренней установке в отношении себя и других людей. Каждая из них формирует определенный тип межличностных отношений. Равно это видно во множестве других ситуаций. Например, ребенок не любит плавающую в супе морковку, вылавливает ее, и … один кладет ее на край собственной тарелки, а другой сплавляет все, что ему не нравится, в тарелку маме, которая доедает, чтобы "продукт не пропадал". Но при этом мама бессознательно укрепляет в ребенке уверенность в том, что если ему что-то не нравится, то можно это спихнуть в жизненное пространство другого человека, переложив на него ответственность за неприятное.

Для психолога пространство накрытого стола с сидящими вокруг членами семьи в чем-то подобно шахматной доске с фигурами, расставленными в определенной позиции. Как опытный шахматист мгновенно считывает расстановку сил на доске, так и хороший психолог почувствует за столом дух семьи, особенности взаимоотношений ее членов и положение каждого в семейной группе.

В традиционной культуре, как крестьянской, так и дворянской, купеческой, мещанской, поведение членов семьи за столом жестко регламентировалось. Тогда хорошо осознавали, что порядок рассадки людей за столом, очередность подачи блюд, поведение во время еды символически воплощают положение и значимость каждого члена семьи, закрепляют определенный тип отношений между ними, утверждают незыблемость семейной структуры. Это было особенно существенно для больших семей, где всегда стоит проблема организации и управления, столь важная для полноценного сотрудничества при совместной жизни.

Поскольку семья садилась обычно за стол не менее трех раз в день, застольная ситуация многократно воспроизводилась, а в сознании подрастающего поколения наглядно закреплялось представление о структурно-ролевом устройстве семьи. Она становилась основой для будущих отношений вне дома - в миру.

В жизни традиционной семьи стол был социальным центром жилища - местом, где люди вкушали хлеб свой, от наличия которого зависела их физическая жизнь, и одновременно местом, вокруг которого выстраивалась структура семьи как модель человеческого общества. Поэтому отношение к столу как месту священному было в русской традиции всесторонне регламентировано. Нельзя было ставить на него посторонние предметы и локти, сквернословить за столом. На нем должен был всегда лежать хлеб, что бы он не переводился в доме, и т.п. Вообще стол воспринимался как ладонь Бога, протянутая людям, и в некотором смысле как домашний престол.

Сейчас демократизируются отношения в семье и меняется их структура, вплоть до того, что мать и отец теряют свои особые позиции. В лексиконе некоторых детей нет слов "мама" и "папа". Они называют родителей по именам, делая их в определенном смысле равными всем другим людям. Семейная жизнь часто теряет важные элементы ритуальности, которые являлись прежде структурообразующими в семейной общности. Например, вместо семейных обедов, ужинов, вечернего чая каждый ест поодиночке - когда придет или захочет. Псевдодемократические представления родителей, сиюминутные удобства, отсутствие понимания семьи сложносоставной целостности, дающей ребенку первую модель человеческого общества, - все это приводит к упрощению и духовному снижению многих сторон семейной жизни.

Однако в душе каждого человека, особенно ребенка, всегда таится возможность обратного хода - от плоско-бытового к глубинно-значимому. Эта возможность заложена в самой истории развития индивидуальной психики. Ведь для маленького ребенка родительский дом всегда является тем первым и главным миром, в который он приходит, родившись на свет, где он находит себе место и учится в нем жить.

Белова Юлия, психолог.

Pin It