"38 попугаев"

"…И он полез из норы. Он изо всех сил тянул себя передними лапками и изо всей мочи толкал себя задними лапками, и спустя некоторое время на воле оказался его нос…потом уши…потом передние лапы…потом плечи,…а потом…

А потом Вини-пух закричал:
- Ай, спасите! Я лучше полезу назад!
Еще потом он закричал:
- Ай, помогите! Нет уж лучше вперед!
И, наконец, он завопил отчаянным голосом:
- Ай, ай, ай, спасите-помогите! Не могу не взад, не вперед!"

Вот так попадал в забавные ситуации известный всем Вини-пух, и точно так же маленькие дети, порой, не соотнося размеры собственного тела или его возможности с окружающей действительностью, застревают, роняют, не дотягиваются, падают сами … Как же ребенок, вырастая во взрослого, становится точным в своих движениях и что ему для этого нужно?

Освоение домашнего пространства и освоение пространства собственного тела - плотского дома души - идут у маленького ребенка параллельными путями и, как правило, одновременно.

Ребенок познает окружающее пространство через активное перемещение в нем, проживая и буквально промеряя его свои телом, которое становится здесь чем-то вроде измерительного прибора, масштабной линейки. Недаром в основе старинных мер длины лежат размеры отдельных частей тела человека - толщины пальца, длина ладони и стопы, расстояние от кисти до локтя, длина шага и т.п. То есть опытным путем ребенок открывает для себя, что его тело является универсальным модулем, по отношению к которому оцениваются параметры внешнего пространства: куда дотянусь, откуда смогу спрыгнуть, куда пролезу, докуда дойду. Между годом и двумя ребенок становится на столько подвижен, проворен и настойчив в своей исследовательской деятельности в доме, что мать, не поспевая за ним, иногда с грустью вспоминает то благословенное время, когда ее ребенок тихо лежал в своей кроватке.

Взаимодействуя с предметами, ребенок проживает расстояния между ними, их величину и форму, тяжесть и плотность и одновременно познает физические параметры собственного тела, ощущает их единство и постоянство. Благодаря этому у него формируется образ собственного тела. Отсутствие представления о размерах своего тела сразу заметно по тому, как, например, пытается ребенок просунуться в слишком узкую для него щель между кроватью и полом или проползти между ножками маленького стульчика. Если маленький ребенок все пробует на собственной шкуре и учится, набивая шишки, то человечек постарше уже прикинет - куда пролезу, а куда нет - и на основе мышечно-двигательных представлений о себе и своих границах, которые хранятся у него в памяти, примет решение - полезу или отступлюсь. Поэтому так важно для ребенка набрать опыт разнообразных телесных взаимодействий с предметами в трехмерном пространстве дома. Благодаря своему постоянству эта среда может быть освоена ребенком постепенно - его тело проживает ее в многократных повторениях. Для ребенка здесь важно не просто удовлетворение желания двигаться, а познание себя и окружающего через движение, которое становится средством сбора информации. Замечательно, если родители откликаются на эту двигательно-познавательную потребность ребенка, предоставляя ему, возможность удовлетворять ее дома: ползать на ковре и по полу, залезать под и на разные предметы, а еще и добавят к интерьеру квартиры специальные приспособления типа гимнастического уголка со шведской стенкой, кольцами и т.п.

По мере того как ребенок "обретает дар речи", пространство вокруг него и пространство собственного тела детализируются, наполняются отдельными предметами, имеющими свои имена. Когда взрослый называет ребенку имена вещей и частей тела самого ребенка, это сильно меняет для него статус существования всех названных предметов. То, что имеет название, становится в большей степени существующим. Слово как бы останавливает поток впечатлений, закрепляет их существование в памяти, помогает ребенку вновь найти и опознать их пространстве окружающего мира или собственного тела: "А где у Маши носик? А где волосики? А покажи, где шкаф? А где окошечко? А где Машина кроватка?".

Чем больше в мире названо объектов - своеобразных персонажей на сцене жизни, тем мир становится для ребенка богаче и полнее. Для того чтобы ребенок поскорее начал ориентироваться в пространстве собственного тела, а особенно его контактных, дееспособных, выразительных частей - кистей рук и головы, - народная педагогика предлагала множество игр типа: "Сорока-ворона, кашу варила, деток кормила: этому дала, этому дала…" - с перебиранием пальчиков рук, и т.п. Однако открытие незамеченных, не прочувствованных, не названных частей тела продолжается в течение многих лет дальнейшей жизни ребенка, а иногда и взрослого.

Руководитель петербургской студией детского изобразительного творчества "Мы рисуем в Эрмитаже" - рассказывала, как был потрясен шестилетний мальчик, когда, рисуя с натуры женщину с бусами, вдруг отчетливо понял, что у людей есть шея. Конечно, о формальном существовании шеи он прекрасно знал и раньше, но только необходимость изобразить шею с бусами, то есть описать ее средствами языка рисунка, а так же разговор об этом с педагогом привел его к открытию. Оно так взволновало мальчика, что он просто попросился выйти и, бросившись к ожидавшей его в коридоре бабушке, радостно сообщил: "Бабушка, оказывается, у меня есть шея, смотри! А покажи свою?!"

Не стоит удивляться этому эпизоду, если, оказывается, многие взрослые люди, описывая свое лицо, путают нижнюю челюсть со скулой, не знают, где находится лодыжка или как называются половые органы.

Поэтому так важно, чтобы взрослый все время обогащал лексикон ребенка, называя ему окружающие вещи, давая им развернутые определения, выделяя значимые признаки и тем самым, наполняя пространство открывающегося ребенку мира разнообразными и осмысленными предметами. Тогда в собственном доме он уже не спутает кресло со стулом, отличит буфет от комода не потому, что они стоят в разных местах, но потому, что будет знать их характерные особенности.

После этапа называния очередной ступенью в символическом освоении окружающей среды становится осознание пространственных отношений между предметами: больше - меньше, ближе - дальше, вверху - внизу, внутри - снаружи, перед - за. Оно идет по мере освоения в речи пространственных предлогов - "в", "на", "под", "над", "к", "от" - и установления ребенком их связи с двигательными схемами соответствующих действий: поставь на стол, перед столом, под столом и т.д. Между тремя и четырьмя годами, когда схема основных пространственных соотношений уже более или менее закреплена в словесной форме, пространство структурируется, постепенно становясь для ребенка стройной пространственной системой. Именно тогда формируется в детских рисунках картина мира с Небом и землей, Верхом и Низом, между которыми разворачиваются события жизни. Весь этот этап освоения пространства для неискушенного наблюдателя может быть вообще незаметен, несмотря на его исключительную важность в качестве фундамента для многих других событий.

Но, естественно, отношение ребенка к дому этим не исчерпывается. Ведь оно, прежде всего, эмоционально и личностно. В мире родного дома ребенок находится по праву рождения, его туда внесли родители. И одновременно это большой, сложный мир, устроенный взрослыми, которые в нем хозяйничают, пропитали его собой, создали в нем особую атмосферу, пронизали его своими отношениями, закрепленными в выборе предметов, способе их расстановки, во всей организации внутреннего пространства. Поэтому освоить его, т.е. познать, прочувствовать, понять, научиться находиться в нем в одиночестве и с людьми, определить свое место, действовать там самостоятельно и тем более хозяйствовать, - это для ребенка долговременная задача, которую он решает постепенно. В течение многих лет он будет учиться трудному искусству жить дома, открывая в каждом возрасте все новые аспекты бытия.

Белова Юлия, психолог

Pin It