Рисуем вместе

Bыпуск 34. Рисуем вместе

15.02.2008

Рисуем вместе (процесс рисования как новый способ общения).

Предложение детям возможности общаться через рисование - стратегия, которая легко может  стать частью родительского репертуара. Большинство родителей, хотя бы, когда они были маленькими, имели опыт рисования, им хорошо знакомы используемые в рисовании предметы - карандаши, пастель и  фломастеры. Кроме того, рисование является наиболее легко доступным  и одним из простейших посредников, с которого можно начинать общение. Хотя и другие методы  могут помочь детям выразить себя, рисование, несомненно, является одним из наиболее экономичных, обладая широким спектром выразительных возможностей.

Основная тема издаваемых сейчас книг - понимание того, ЧТО именно дети сообщают через свои рисунки. Мы же предлагаем обратить внимание на то, КАК проходит процесс рисования,  каким образом само рисование может помочь детям и их родителям найти общий язык. В этом случае рисование может служить катализатором взаимодействия и обмена, который увеличивает эффективность и глубину взаимоотношений между мамой, папой и ребенком.

Много писем приходит с вопросами о том, как правильно построить отношения с ребенком, как воспитывать, найти темы для бесед, как показать детям, что родители готовы помочь. Мамы и папы переживают, что дети отдаляются, не доверяют, негативно реагируют на расспросы.  В результате родители чувствуют бессилие и беспомощность и задают вопрос «Что делать конкретно? Скажите, что я должна сказать?»

         Сегодня мы отвечаем: РИСУЙТЕ ВМЕСТЕ с ребенком.

         Предлагаем технику, смысл которой в том, что ребенок и родители создают историю, рисуя вместе

В зависимости от ситуации: 
1. Взрослый рисует линию на бумаге, которую ребенок должен  затем переработать, превращая во что-нибудь еще. Ребенок потом рисует сам вторую загогулину, которую родитель должен  дополнить, чтобы создать образ.

2. Ребенок и родители начинают рисовать одновременно  на одном листе бумаги.  Цель техники - установление коммуникации между рисующими. Также целью может быть и проведение диагностики, выяснение причин, которые влияют на трудности взаимодействия в процессе совместного рисования. Во втором случае во время рисования обязательно присутствие психолога, который будет наблюдать за процессом и даст свои комментарии, и, если возникнет необходимость, предложит способы дальнейшей помощи.

В нашем Центре мы будем проводить такие диагностические сеансы всю весну 2008 года!

Трудности, возникающие в процессе рисования, могут быть разными. Многие дети и взрослые просто находят затруднительным создать что-то только по воображению; некоторые маленькие дети требуют незначительной стимуляции, чтобы начать творческую деятельность, в то время как другие, когда им предлагают материал для творчества и внимание взрослого, длительное время не приступают к работе.

Они могут чувствовать большую  неуверенность в том, как приступать к работе, беспокойство или неустойчивость самооценки  в связи с ситуацией или наблюдающим за ним взрослым. А бывает, что ребенок и его мама и папа вообще не могут рисовать вместе, втроем. И очень приятно, когда, в результате проведенной работы, появляются и общий рисунок, и сама способность проводить вместе время, и общаться друг с другом даже в сложные для семьи времена!

Дети, в зависимости от своего опыта и культурной среды, могут воспринимать родителя либо как человека, обладающего властью, являющегося создателем правил или советчиком, либо как  человека, помогающего им доверительно поделиться своими мыслями и чувствами. Хотя, конечно, это две стороны одного и того же человека и две функции его в качестве родителя ребенка. И процесс совместного рисования помогает ребенку обнаружить у мамы и папы обе стороны. Ведь, если (а многие из вас пишут именно об этом) ребенок не слышит ваших слов, почему-то им не верит (особенно в моменты возрастных кризисов), то совместная деятельность поможет вам без слов передать ребенку ваше отношение, вернуть его доверие и по-новому увидеть вас.

 
Сизикова Ирина Владимировна, детский психолог.

Pin It