Один дома или путешествие в параллельные миры.

Для большинства детей отсутствие родителей дома — трудный момент. Они чувствуют себя оставленными беззащитными, а привычные комнаты и вещи без взрослых как бы начинают жить своей особой жизнью, становятся другими. Так бывает ночью, в темноте, когда приоткрываются, темные, потаенные стороны жизни занавесок и шкафов, одежды на вешалке и странных, неопознаваемых предметов, которых ребенок раньше не замечал.

Если мама ушла в магазин, то некоторым детям даже днем страшно пошевелиться в кресле, пока она не придет. Другие дети боятся портретов и плакатов с изображениями людей. Одна девочка 11 - ти лет рассказывала подругам, как она боится плаката с Майклом Джексоном, висящего на внутренней стороне двери ее комнаты. Если мама уходила из дома, а девочка не успевала выйти из этой комнаты, то ей оставалось только сидеть, сжавшись, на диване до прихода матери. Девочке казалось, что Майкл Джексон сейчас сойдет с плаката и ее задушит. Подруги сочувственно кивали — ее тревога была понятна и близка. Девочка не смела снять плакат или открыться в своих страхах родителям — это они его повесили. Майкл Джексон им очень нравился (не понятно только, почему они не повесили этот плакат тогда в своей комнате), а девочка — «большая и недолжна боятся».

Ребенок чувствует себя беззащитным, если его, как ему кажется, недостаточно любят, часто порицают и отвергают, оставляют надолго в одиночестве, со случайными или неприятными людьми, бросают его одного в квартире, где есть чем - то опасные соседи.

Даже взрослый человек с неизжитыми детскими страхами подобного рода иногда больше боится быть один у себя дома, чем идти в одиночестве по темной улице.

Всякое ослабление родительского защитного поля, которое должно надежно окутывать ребенка, вызывает в нем тревогу и ощущение того, что надвигающаяся опасность легко прорвет тонкую оболочку физического дома и достигнет его. Получается, что для ребенка присутствие любящих родителей кажется более прочным укрытием, чем все двери со стальными замками.

Поскольку тема защищенности дома и страшные фантазии актуальны практически для всех детей определенного возраста, они находят свое отражение в детском фольклоре, в традиционных страшных историях, изустно передающихся от поколения к поколению детей.

Ребенок — герой страшной истории может чувствовать себя защищенным, только если в его доме нет никаких отверстий — даже потенциальных, в виде пятна, — которые могли бы открыться как ход во внешний мир, полный опасностей.

Детям кажется опасным вносить в дом из вне посторонние, чужеродные домашнему миру предметы. Несчастья героев известного сюжета страшилок начинаются тогда, когда один из членов семьи покупает и приносит в дом новую вещь: черные занавески, белое пианино, портрет женщины с красной розой или статуэтку белой балерины. Ночью, когда все заснут, протянется рука балерины и уколет отравленной иглой на конце пальца, то же самое захочет сделать женщина с портрета, черные занавески задушат, а из белого пианино вылезает ведьма.

Обычно подобные традиционные страшные истории российские дети рассказывают друг другу в период между 6 -7 и 11 - 12 годами, хотя страхи, метафорически в них отраженные, возникают гораздо раньше. В этих историях продолжает сохранятся раннедетский идеал дома — защиты — замкнутого со всех сторон пространства без проемов во внешний опасный мир, дома, похожего на мешок или материнскую матку. В рисунках трех - четырехлетлих детей нередко можно встретить такие простейшие изображения дома.

Если сравнивать восприятие границы дома в культурно - психолологической традиции детей и в народной культуре взрослых, то можно заметить несомненное сходство в понимании окон и дверей как особо опасных для жителя дома мест связи с внешним миром. Действительно в народной традиции считалось, что именно на границе двух миров концентрируются хтонические силы — темные, грозные, инородные человеку. Поэтому традиционная культура уделяла особое внимание магической защите окон и дверей — проемов во внешнее пространство. Роль такой защиты, воплощенной в архитектурных формах, играли, в частности, узоры наличников, львы у ворот и т.п.

Но для детского сознания существуют и другие места потенциальных прорывов довольно тонкой защитной оболочки дома в пространство другого мира. Такие экзистенциальные «дыры» для ребенка возникают там, где есть привлекающие его внимание местные нарушения однородности поверхностей: пятна, неожиданные дверцы, которые ребенок воспринимает как скрытые ходы в другие пространства. Как показывают опросы, чаще всего дети боятся дома стенных шкафов, кладовок, каминов, антресолей, различных дверок в стенах, необычных маленьких окон, картин, пятен и трещин. Устрашают детей и дырки унитаза, а еще больше — дощатые очки деревенских уборных.

Страх провала в другой мир, который метафорически представлен в страшилках и детских литературных произведениях, имеет под собой реальные основания в психологии детей. В предыдущих темах упоминалось, что это — раннедетская проблема слитости двух миров в восприятии ребенка: мира видимого и спроецированного на него как на экран мира психических событий, реальности и фантазии. Возрастная причина такой особенности — недостаток психической саморегуляции, несформированность механизмов самосознания, отстранения, позволяющих отличить одно от другого и совладать с ситуацией. Поэтому здравым и несколько заземленным существом, возвращающим ребенка к реальности, обычно является взрослый. Одним из способов возвращения ребенка к реальности может быть резкое переключение внимания ребенка и фиксирование его на каком - нибудь конкретном предмете окружающей действительности; заставить что - то быстро и ответственно делать, например, привлечение внимания к собственному телесному «я»: «Причешись пожалуйста!»; «У тебя опять развязались шнурки!»; «Иди умойся!»; «Посмотри как лежит твой воротничок!»

Подобные детские путешествия играют большую роль в жизни ребенка. Чем сложнее внутренняя жизнь ребенка, чем выше его интеллект, тем многочисленнее и шире миры, которые он открывает для себя как в окружающей среде, так и в своей душе.

Белова Юлия, психолог.

Pin It