Невнимательный ребенок

Выпуск 20. Невнимательный ребенок.

07.04.2006

«Будь внимательным! Не отвлекайся! Сосредоточься! Соберись! Слушай учителя!» - эти наставления постоянно слышат невнимательные дети. Обычно с проблемой невнимательности детей родители сталкиваются с поступлением в школу, когда требования к детям значительно возрастают. Растут и жалобы учителей: «Не слушает, легко отвлекается, быстро теряет интерес к занятиям».

Иногда к таким детям в школе быстро приклеивают диагноз «дефицит внимания». Не стоит сразу пугаться, если вам говорят, что у вашего ребенка «дефицит внимания». Просто этот термин стал очень широко использоваться, а определить наличие «дефицита внимания» у ребенка могут только врачи, нейропсихологи и психологи, проведя исследование всех функций внимания ( концентрации, устойчивости и объема внимания).

Если ребенок рассеян и невнимателен, правильнее думать о том, что у него есть проблемы с управлением внимания. Главное о чем важно всегда помнить – это о том, что дети невнимательны не потому, что они не хотят что-то делать, а потому что им трудно это делать.

Невнимательным детям очень трудно поддерживать умственное напряжение во время выполнения работы или во время игры. Им тяжело сосредоточиться на чем-то одном, трудно следовать заданиям и инструкциям. Эти дети автоматически обращают внимание на то, что им нравится, но у них могут возникать серьезные трудности, когда нужны усилия или концентрация внимания на новых и не очень приятных для них заданиях.

Существуют определенные правила, которые могут помочь родителям в преодолении невнимательности у ребенка.

- Для невнимательных детей очень полезен четкий распорядок дня – старайтесь, как можно меньше выбиваться из этого графика. Оберегайте ребенка от утомления, так как это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию отвлекаемости.

- Помните, что невнимательность ребенка напрямую связана с вниманием родителей, но не к его ошибкам, а к его успехам. Именно поэтому в отношениях с ребенком нужно обязательно придерживаться позитивной модели: хвалить в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи, поощрять за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Это могут быть самые простые занятия – игры с кубиками, конструкторами, сборка моделей, чтение, раскрашивание и др.

- Задание ребенку нужно давать на определенный промежуток времени, чтобы он имел возможность его завершить. Следующее задание стоит давать только после завершения первого.

- При выполнении уроков стоит чередовать сложные для ребенка уроки с более легкими, например русский язык, рисование, математика. Обязательно выделяйте время для небольших перерывов между занятиями. Здесь должна быть четкая установка на то, что эта пауза – не время для игры, а перерыв в работе для дальнейшего ее успешного выполнения.

- Помощь родителей при выполнении уроков дома должна быть направлена на то, чтобы у ребенка постепенно формировалось желание делать их самостоятельно и хорошо. Поэтому, если в начале родители должны быть включены достаточно активно в помощь при выполнении домашних заданий, то постепенно нужно давать все больше самостоятельности и ответственности самому ребенку. Конечно, контроль должен оставаться, но без критики и только в форме заинтересованности. При этом не нужно требовать, чтобы ребенок выполнил задание как можно лучше. Важно ориентироваться на возможности и способности ребенка.

И если у ребенка получилось сделать что-нибудь самостоятельно и хорошо – это уже ваша первая совместная победа над его невнимательностью.

Галанова Юлия, детский психолог.

Pin It