Какие они - застенчивые дети?

Выпуск 17. Какие они застенчивые дети?

21.12.2005

«Они боятся других детей»
«Они ни с кем не играют. Они играют только с самими собой».
«Они не любят разговаривать с другими людьми».
Это удивительно точные высказывания четырехлетних детей о застенчивых детях.

Что же такое застенчивость?
Застенчивость социальна по своей природе: она возникает только там, где два человека вступают в контакт или, вернее, не могут наладить контакт. Застенчивость можно определить как чрезмерную чувствительность человека к тому, что о нем думают окружающие.

Мы все испытываем в той или иной степени это чувство при общении с новыми людьми, попадая в неизвестные ситуации. Для детей практически любая ситуация является новой и необычной, именно поэтому застенчивость у них проявляется так явно и разнообразно. По мере взросления у детей развиваются память на лица, места и появляются знания о том, как вести себя так, чтобы не попасть впросак и избежать неприятностей.

Если, взрослея, человек не научился справляться со своей застенчивостью, и она превратилась в одну из основных черт его характера, это может создавать серьезный барьер в общении с другими людьми. Застенчивый человек испытывает чувство страха перед любым контактом с другими людьми, боясь негативной оценки со стороны окружающих, боясь получить отказ, боясь привлечь к себе внимание, боясь близких отношений. Часто эти переживания сопровождаются заниженной самооценкой и неуверенностью. Ведь застенчивые люди самые строгие самокритики: они всегда не дотягивают до планки, которую сами же себе и устанавливают. Поэтому любая неудача, неуспех воспринимаются ими как заслуженные и только подкрепляют чувство неуверенности. Застенчивый человек находится в ловушке своей застенчивости и, кажется, что из нее нет выхода, вернее есть только один — спрятаться от всех. Одиночество — достаточно дорогая плата застенчивых людей.

Если понаблюдать за группой детей, то достаточно быстро можно понять, кого из них можно назвать застенчивыми.

Застенчивые дети избегают общения, у них мало или нет вообще друзей. 
Они часто бродят отдельно от других детей или держатся поближе ко взрослым. Они, как правило, очень послушны и не создают проблем для взрослых. Но настроение их по сравнению с другими детьми чуть занижено, они реже улыбаются, испытывают энтузиазм. Они не умеют высказывать и отстаивать свое мнение. Они не умеют смотреть в глаза и никогда не вызываются добровольцами, о чем бы не шла речь. Застенчивый ребенок никогда не попросит о помощи, он боится просить что-нибудь у других детей. Все поведение этих детей направлено на то, чтобы не привлекать к себе внимания и их действительно перестают замечать — знакомиться, приглашать в игру.
Нам очень хочется, чтобы наши дети были веселы, активны, общительны и успешны. Поэтому, если у ребенка появляются черты застенчивого поведения, нужно обязательно ему помочь научиться преодолевать свою застенчивость.

«Я хороший!», «Меня все любят!», «Я смогу это сделать» — мы хотим, что бы наши дети так думали о себе. Для этого их надо больше хвалить и в позитивном ключе комментировать их поведение. И ни в коем случае не навешивать ярлыки «Ты — глупый» или «Даже не пытайся, у тебя все равно ничего не получится». Эти выражения, несущие негативный смысл, подавляют ребенка, гасят его инициативу.

Необходимо, чтобы ребенок понимал, что нет, худа без добра, но чтобы в первую очередь они видел бы добро и тех людей, которые к нему испытывают симпатию и интерес и хотели бы с ним познакомиться и подружиться. Дети должны усвоить, что человек учится на своих ошибках, анализируя их и набирая свой опыт. Это одни из основных тем для обсуждения с застенчивыми детьми. С ними нужно очень много разговаривать и обязательно давать им высказываться. Нужно в любых ситуациях интересоваться их мнением и учить их использовать такие выражения как «Я думаю», «Я считаю». Пусть они свободно говорят о том, что им нравится или нет, о своих чувствах. Помните, что застенчивым детям нужно больше времени, чтобы освоиться в новой обстановке, их не стоит заставлять насильно что-либо делать. Поддерживайте их и помогайте им, и никогда не говорите: «Он такой застенчивый», чтобы этот ярлык не приклеивался к ребенку. Лучше «ему нужно привыкнуть, освоиться».

Дети должны чувствовать вашу любовь, поддержку и веру в их силы.
«Я люблю тебя!», «Ты молодец!», «У тебя все получится!» — вот те родительские послания, которые придают детям уверенность, повышают их самооценку, и они обязательно будут делать шаг за шагом к другим людям, как бы им не было страшно. Ведь один из парадоксов застенчивости состоит именно в том, что застенчивые дети больше других детей испытывают потребность в общении, любви и принятии.

Галанова Юлия, детский психолог

Pin It